В Евросоюзе представлены новая Стратегию ЕС по борьбе с наркотиками и План действий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также обновленные правила мониторинга и контроля прекурсоров наркотиков.
Заявляется, что Стратегия ЕС по борьбе с наркотиками использует "многомерный подход", сосредоточенный на 5 ключевых направлениях:
- Повышение готовности и эффективности реагирования на угрозы, связанные с наркотиками, за счет улучшения сбора данных, мониторинга, раннего предупреждения и мер быстрого реагирования на уровне ЕС и на национальном уровне. Агентство ЕС по наркотикам (EUDA) с его новым, более строгим мандатом будет играть ключевую роль в поддержке государств, находящихся в состоянии повышенной опасности, путем выявления новых психоактивных веществ, оперативного оповещения и оценки рисков, связанных с высокоэффективными синтетическими опиоидами.
- Защита общественного здоровьяпутем усиления мер профилактики, лечения и реинтеграции, в том числе в рамках инициативы «Здоровее вместе». EUDA будет оказывать государствам-членам поддержку в виде практических рекомендаций и мероприятий по повышению осведомленности.
- Укрепление безопасности, включающее ужесточение правил борьбы с организованной преступностью и оценку существующего Рамочного решения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков к 2026 году. Ключевые меры включают укрепление государственно-частного сотрудничества для улучшения выявления наркотиков, ввозимых в ЕС через почтовые и курьерские службы, а также новую СтратегиюЕСв отношении портов для повышения безопасности и устойчивости наших портов и цепочек поставок к незаконному обороту наркотиков.
- Меры по предотвращению вреда, связанного с наркотиками, были направлены на защиту молодежи от вербовки в организованную преступность (например, с помощью нового инструментария ЕС и нового плана действий ЕС по защите детей от преступности), а также на снижение вреда, причиняемого обществу, местным сообществам и окружающей среде, включая поддержку со стороны EUDA в вопросах снижения вреда и мер по предотвращению преступности.
- Укрепление партнерскихотношений с третьими странами позволит усилить и расширить международные альянсы, а такжерасширить оперативное сотрудничество, техническую помощь и наращивание потенциала. Глобальное сотрудничество имеет важное значение для борьбы с сетями торговли людьми, действующими через границы и быстро адаптирующими свои маршруты и методы. Комиссия и государства-члены также активизируют взаимодействие с гражданским обществом и частным сектором.
План действий ЕС по борьбе с незаконным оборотом наркотиков дополняет Стратегию ЕС по борьбе с наркотиками и включает 19 ключевых оперативных мероприятий в шести приоритетных областях, направленных на:
- Адаптироваться к меняющимся маршрутам и методам, используемым преступными сетями, в том числе благодаря Frontex и Europol, которые усилят свою поддержку в оказании помощи государствам-членам в выявлении незаконных оборотов наркотиков на внешних границах, в том числе в борьбе с неправомерным использованием быстроходных судов. Операции Морского аналитического и оперативного центра по борьбе с наркотиками (MAOC-N) также будут расширены для пресечения морских незаконных оборотов наркотиков.
- Предотвращение преступности и снижение уровня насилия, связанного с наркотиками, особенно среди молодежи, например, с помощью общеевропейской платформы, объединяющей экспертов по всей Европе для борьбы с онлайн-вербовкой.
- Усиление сотрудничества правоохранительных органов, судебных и таможенных ведомств позволитрасширить обмен информацией и проводить совместный анализ. Европол поможет государствам-членам выявлять и расследовать незаконный оборот наркотиков в интернете путем мониторинга рынков наркотиков, анализа и выявления подозрительной деятельности.
- Решение проблемы синтетических наркотиков и их прекурсоров:EUDA окажет государствам-членам оперативную поддержку, создав новую общеевропейскую базу данных веществ, чтобы они могли лучше выявлять новые вещества, а также разработав новые руководства и программы обучения для правоохранительных органов по поиску и ликвидации мест незаконного производства синтетических наркотиков.
- Развитие исследований, разработок и инноваций, в том числе за счет создания нового кампуса безопасности и инноваций , который будет открыт в 2026 году и будет ориентирован на ускорение перехода от исследований к практическому применению.
Мониторинг и контроль прекурсоров лекарственных средств
Сегодня Комиссия также предлагает новые правила, призванные сделать мониторинг и контроль за прекурсорами и дизайнерскими прекурсорами наркотиков более понятными, простыми и автоматизированными. Прекурсоры наркотиков часто перенаправляются и переправляются преступниками для производства синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ, что представляет собой значительную угрозу общественной безопасности.
Предложение включает в себя новые меры, такие как оперативное информирование о значительных изъятиях прекурсоров наркотиков, процедуру ускоренного контроля за веществами, а также запрет на дизайнерские прекурсоры, что значительно сократит доступность этих прекурсоров для незаконного производства наркотиков. В то же время инициатива упростит и оцифрует процессы легальной торговли, обеспечивая процветание отраслей без чрезмерного регуляторного бремени.
Укрепить международное сотрудничество и еще больше расширить партнерские отношения с ключевыми странами, в том числе посредством совместных расследований правоохранительных органов государств-членов и стран-партнеров, в целях повышения устойчивости портов к контрабанде наркотиков и пресечения маршрутов наркотрафика
Напомним, о необходимости перехода к управлению рисками в процессе борьбы с незаконным оборотом наркотиков специалисты АИПСИН заявляли еще более 20 лет назад. По всей видимости, в ЕС наконец-то только сейчас поняли то, что именно такой подход является основой эффективной борьбы с наркоугрозой.
фото: novayagazeta.eu
16 декабря 2025 г. 14:41